Согласно главы 1, ст.2, п.16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" определено, что "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий".
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и патриотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника.
По состоянию на 01.08.2020г. в МБДОУ детском саду "Колосок" обучается 1 ребёнок-инвалид. Обучение происходит в группе общеразвивающей направленности по Основной образовательной программе дошкольного образования.
Нормативно-правовой основой инклюзивного образования являются следующие документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы.
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года.
Распоряжение правительства РФ от 31.08.2016 N 1839-Р "Об утверждении концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года" (Скачать)
Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 (Скачать)
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.
Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
Бланк согласие родителей скачать на психолого-педагогическое сопровождение.
Перечень документов, предоставляемых на ПМПК
Сведения об обеспечении доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Конструктивные особенности здания МБДОУ детский сад «Колосок» не предусматривают наличие подъемников, устройств для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кроватей и матрасов специализированного назначения и иных приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную организацию.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ оборудована кнопка вызова, имеется мнемосхема на каждом этаже, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учитель – логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья:
Инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет оказана специализированная помощь педагога-психолога и консультативная помощь его родителям (законным представителям).
Для детей инвалидов и лиц с ОВЗ в группах имеются:
- физкультурные уголки с пособиями для развития всех видов моторики, массажные коврики; уголки для сюжетно-ролевых игр и уединения; музыкально – театрализованные с разными видами театров; уголки экспериментирования и природы для развития тактильного и сенсорного опыта; обучающие дидактические игры разного направления; уголки развития речи, математики; пособия по сенсорному развитию, уголки конструирования с различными видами конструкторов.
В ДОО нет обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия ежедневно проводятся учителем – логопедам, педагогом-психологом в соответствии с расписанием НОД.
В ДОО нет обучающихся с ОВЗ, которым требуются специально созданные условия для доступа в здание, которые нуждаются в услугах ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Сведения об условиях питания воспитанников обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Для воспитанников ДОО организовано сбалансированное 4-х разовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г.
В ДОО предоставляется детям инвалидам бесплатное питание на основании следующих законов Российской Федерации:
Федеральный закон № 62 от 31.05.2002 года «О гражданстве Российской Федерации»
Федеральный закон № 195 от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения РФ»
Федеральный закон № 178 от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи»
Федеральный закон № 181 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ»
Федеральный закон № 143 от 15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния граждан РФ»
Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
Информационно - методические материалы для родителей и специалистов:
Информация для родителей "Карта возможностей "особого ребенка"
Ссылка на видеоролик о Карте
https://www.youtube.com/watch?v=HoyNhn-2gQA&feature=share
Сайт минобразования Ростовской области с нормативно - методической документацией https://minobr.donland.ru/activity/9456/
С нормативной документацией муниципального уровня можно ознакомиться на сайте http://zimobr.ru/
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ)
В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, согласно Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.3 ст. 64 в Зимовниковском районе на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Тополек» создан Консультационный центр (пункт), расположенный по адресу:
347460, п. Зимовники, пер. Богдановский, 2 а, тел.\факс 8(86376)3-26-60
E-mail: Тopolek-doy@ yandex.ru
Официальный сайт: http://topolek.zimobr.ru/
Консультационные центры являются современной формой открытого взаимодействия образовательной организации с родителями, где семья может получить методическую и практическую помощь в воспитании, развитии и обучении детей раннего и дошкольного возраста.
Методическая, психолого-педагогическая и консультативная помощь родителям (законным представителям) дошкольников предоставляется в помещениях дошкольной образовательной организации (кабинетах учителя – логопеда, педагога-психолога, методическом кабинете и др.), а также посредством дистанционного общения в зависимости от актуальных образовательных потребностей.
Организация психолого-педагогической помощи родителям и детям в Консультационном центре строится на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов:
-педагога-психолога,
-учителя-логопеда,
-инструктора по физической культуре,
-музыкального руководителя,
-старшего воспитателя.
Консультационный центр осуществляет следующие направления деятельности:
- просвещение родителей (законных представителей) – информирование,
направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей (законных представителей) с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
- консультирование - информирование родителей о психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, о преодолении кризисных ситуаций.
Помощь родителям в консультационном центре оказывается бесплатно. Родители могут получить консультацию при первом обращении в консультационный пункт или договориться о встрече с конкретным сотрудником дошкольной организации.
Запись на проведение обследования ребенка осуществляется в личном обращении родителей (законных представителей) детей в управление образования. Подробнее с информацией можно ознакомиться на сайте http://zimobr.ru/o-nas/tpmpk.html
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанники МБДОУ детского сада «Колосок» не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
В МБДОУ детский сад "Колосок" отсутствуют общежитие, интернат, а также специальные оборудованные учебные кабинеты (библиотеки, спортзалы и т.д.), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
* * *
В МБДОУ детский сад "Колосок" отсутствуют специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Методическиt материалы по вопросу организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения:
В разделе «ТМНР, НОДА»:
Серия видеоматериалов в формате мастер-класса по проведению уроков (занятий) с обучающимися с мультисенсорными нарушениями в структуре ТМНР. Серия видеоматериалов в форме мастер-классов по проведению занятий с обучающимися с умеренной, тяжѐлой, глубокой степенью нарушений интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями развития. Видеоматериалы и методические разработки для проведения уроков (коррекционных) занятий в дистанционном образовательном процессе обучающихся с НОДА.
В разделе «ЗПР»:
Методические рекомендации по организации профилактики безопасного поведения подростков c ЗПР в интернете в рамках работы психологической службы образовательного учреждения в условиях дистанционного образования (для специалистов).
Ссылка на материал для скачивания
В разделе «Ранняя помощь»:
Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью по организации домашнего режима в условиях вынужденной самоизоляции. В разделе «Нарушения зрения»: Комплекты средств наглядности, оптимизирующих процесс обучения слепых младших школьников в режиме удаленного доступа.
Ссылка на ресурс для скачивания
В разделе «Нарушения речи»:
Методические рекомендации по гигиеническим требованиям к проведению занятий в условиях дистанционного образовательного процесса с обучающимися с ТНР. В разделе «Интеллектуальные нарушения»: Методические рекомендации по включению в дистанционный образовательный процесс обучающихся среднего/старшего звена.
Методические рекомендации для специалистов
В разделе «Нарушения слуха»:
Методические рекомендации для родителей по проведению игр на развитие неречевого и речевого слуха «Играем и слушаем». Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста с нарушением слуха по обучению их проведению игр-занятий со своим ребенком в период дистанционного обучения «Совместные игры матери и ребенка раннего возраста с нарушенным слухом»: игры-упражнения по развитию основных движений; игры-занятия с сюжетными игрушками; игры-занятия со строительным материалом; игры-занятия с предметами-орудиями игры-занятия с дидактическими игрушками; игры-занятия по развитию речи; игры-занятия по развитию слухового восприятия.
Ресурсная ссылка для скачивания материалов